Расскажем, что такое я-концепция подростка в психологии, как она формируется и в чем ее важность.
Я-концепция в психологической науке
Термин «я-концепция» появился не так давно, он близок к понятию «самосознания», но отличается присутствием оценочного аспекта. Можно сказать, что это характеризующаяся определенной устойчивостью система представления личности о себе, которая служит базой для выстраивания отношений с другими. Она включает:
- самооценку;
- осознание внутренних интеллектуальных, физических и психологических качеств;
- личностная интерпретация оказывающих влияние внешних факторов;
- представления о том, как взаимодействовать с другими людьми и миром вокруг;
- ценности, цели и идей как положительной, так и отрицательной направленности.
Подобные выводы можно сделать на основе того, как определяют данный термин многие психологи и специалисты.
Понимание формирования я-концепции у подростков позволяет разобраться в том, как выстраивать взаимодействие с ребенком, уберечь его от негативного воздействия и сформировать правильные ориентиры для взрослой жизни.
Я-концепция в теориях личности
Сегодня психология опирается на я-концепцию во многих теориях личности. Один из подходов, автором которого является К. Роджерс, определил, что человеку характерно существовать в субъективном мире, и потому самость возникает, когда происходит взаимодействия этой внутренней вселенной с окружающей, главным образом социальной средой.
Он так же включает в понятие не только самовосприятие, касающееся собственных качеств, но и того, каким индивид желает видеть себя, то есть «идеальное Я». У ребенка по мере развития возникает существенная потребность получать положительный отклик на собственные действия, а также в самоуважении, которое опирается на позитивную оценку со стороны других. Это стремление к самоактуализации.
Позитивная я-концепция личности подростка позволяет добиться успеха, а наличие определенных ценностей помогает стать чувствующим, рефлексирующим и гибким в адаптации человеком, уверенным в себе, творческим и свободным в выборе.
Детство, отрочество и юность: становление я-концепции
Я-образ становится основой гармоничной и устойчивой, целостной личности. Процесс формирования начинается в детстве, плавное развитие происходит в подростковом возрасте. В этот период ребенок проходит стадию идентификацию, определяется с социальными ролями и эмоциональными связями. У него появляются собственные ценности, шаблоны поведения, нормы, а также он выделяет группу важных людей, которые становятся своеобразными образцами, адаптирует взгляды и установки, которые ей свойственны.
Референтные группы меняются в зависимости от возрастного периода:
- от 7 до 10 лет это семья и педагог;
- от 11 до 13 — ровесники;
- от 14 до 17 — концепция Я-сам и успешные люди.
В первом отмеченном периоде базовая потребность — в самоопределении, родственники, отец и мать, семейные традиции и то, как эти люди выстраивают взаимоотношения, становятся определенной данностью. Если эта сфера неадекватна, психологические условия неблагоприятны, Я-концепция нарушается.
В дальнейшем ребенок переориентируется на сверстников, потребности меняются — он желает общения, хочет соответствовать присутствующим в группе стандартам взрослого поведения. Постепенно заимствованная оценка трансформируется, возникает стремление к самореализации. Так, вступая в пору юности, подросток ставит перед собой задачи самоактуализации и саморазвития, выбирает жизненный путь и деятельность, ориентируется на значимых персон, которые добились успеха.
Формирование я-концепции, если семья неполная или асоциальная
Важнейшей социальной группой для малыша остается семья, потому между родителями и родственниками и детьми выстраивается тесная связь. Когда обстановка недоброжелательная, ребенку трудно разобраться в тонкостях социальных контактов, он может усвоить некорректные образы поведения.
Концепция самости в юном возрасте будет во многом опираться на то, как мама и папа реагируют на его поступки, потому, когда семья неполная, это существенная уязвимость для воспитания. Психологический климат там может оказаться неблагоприятным, в результате не сформируются значимые ценности, возникнут проблемы в дальнейшей жизни.
Опираясь на ряд методик, исследователи собрали достаточно данных и провели подробный анализ, который показал, что детям из неполных или асоциальных семей характерны такие особенности:
- низкий уровень личностной зрелости и самоэффективности;
- отсутствие мотивации к достижениям;
- слабое чувство гражданского долга;
- проблемная самооценка и отсутствие самоуважения;
- ненависть к себе;
- зависимость от чужого мнения;
- самопоследовательность;
- низкий уровень я-концепции.
Если отец или мать ушли из семьи, случился развод, то дети могут оказаться в ситуации, когда второй родитель не сдерживает негатив в сторону бывшего партнера, подталкивая к формированию недоверия не только к нему, но и ко всем представителям его пола.
Отсутствие одного из родителей в принципе может привести к тому, что подросток не сможет взять за образец то, как выстраивать взаимоотношения с мужчинами или женщинами (в зависимости от того, кого не хватает). Возместить такую потерю может только персона, которая берет на себя роль второго родителя.
Заключение
Для полноценного развития ребенка может быть недостаточно обычной школы. Индивидуальный подход к подростку предпочтительнее, потому стоит обратить внимание на предложение Спортзании.
Онлайн-образование включает программы, которые соответствуют имеющимся государственным стандартам, при этом учащимся помогает тьютор-эксперт, который помогает с формулировкой личных целей и задач, ведет к результату. Удобная платформа позволяет не только успешно учиться, но и соприкасаться со сверстниками, общаться. В любой момент можно выбрать соответствующий кружок для дополнительного обучения.