Как заставить ребенка учиться без вреда для психики

Как заставить ребенка учиться без вреда для психики

Почему ребенок отказывается учиться, правильная позиция родителей, способы мотивации, советы родителям, распространенные ошибки.

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка делать уроки, а методы принуждения и длительные уговоры не дают нужного результата. Важно найти причину неправильного поведения и преодолеть ее совместными усилиями. Заставить ребенка учиться – значит сформировать у него ценный и полезный навык.

Стоит ли заставлять учиться

Взрослый человек понимает, что хорошее образование позволяет в будущем рассчитывать на интересную работу, высокооплачиваемую должность, достойный круг общения. Ребенку такая перспектива кажется весьма отдаленной, поэтому разговоры о профессиях не помогают. Родителям стоит задуматься о мотивации к учебе и понять, что интересует сына или дочь.

Заставлять делать уроки необходимо, но не методами принуждения. Приказать учиться нельзя. Навык обучения формируется в определенных условиях: надо создать в семье атмосферу интереса к знаниям и проявить истинное внимание к личности растущего человека. Таким образом воспитывается положительное отношение к школе.

По какой причине ребенок не хочет учиться

С самого раннего детства родителям следует поддерживать познавательную активность ребенка, отвечать на его вопросы, читать вместе книги. Развитая способность к восприятию новых знаний лежит в основе мотивации.

Причины отсутствия вовлеченности в учебу:

  • недостаточный уровень развития психических функций — внимания, мышления, логики;
  • невысокая самооценка, потеря веры в себя;
  • постоянный стресс по причине плохих отношений со сверстниками;
  • отсутствие помощи на уроке со стороны учителя;
  • излишняя опека и давление взрослых.
Ребенок не хочет учиться

Важно правильно установить причину, что позволит наметить пути решения проблемы. Современные методы психодиагностики и развивающие занятия помогут достичь требуемого уровня зрелости психических функций, а доверительные отношения между учеником, родителями и учителями будут способствовать снижению напряженности.

Правильная позиция родителей

Невозможно заставить ребенка учиться, если семья не заинтересована в этом. Точка зрения родителей очень важна для формирования позитивного отношения к учебе. Взрослые должны показать, что они ценят труд ученика, готовы поддерживать и помогать.

Адекватное восприятие ситуации

Даже простого перечня причин нежелания учиться достаточно для понимания сложности проблемы. Поэтому ситуацию не исправить криком и наказанием. Адекватным ответом со стороны родителей будет развитие у ребенка интереса к учебе, изменение мешающих ему обстоятельств.

Поддержка

Сталкиваясь с первыми трудностями, ребенок начинает думать, что его усилий недостаточно. Поэтому так важно оказать ему всестороннюю поддержку и научить побеждать. Почаще говорите, как вы его цените, что у него все обязательно получится, хвалите за активность независимо от результата, и тогда будет понимание, что любят не за хорошие оценки.

Помощь

В начальной школе можно посидеть рядом с ребенком, выполняющим домашнее задание, мягко направляя его усилия в нужное русло. В старших классах помощь заключается в обсуждении новой информации, совместном планировании дальнейшей учебы. Позиция родителей в отношении контроля результатов должна быть гибкой, ненавязчивой. Просто покажите свою заинтересованность и открытость диалогу.

Родители могут дать совет, нанять репетиторов, объяснить трудный материал, найти нужную информацию. Хороший контакт с учителем обеспечит объективную оценку поведения сына или дочери в школе. Желательно постоянно «держать руку на пульсе» школьной жизни, а не просто заставлять делать уроки. 

Типы учебной мотивации

Внешние стимулы родители создают сами, поощряя хорошие оценки или наказывая за двойки. Положительная внешняя мотивация выражается, например, в подарках за успешную сдачу экзаменов, а отрицательная – в запрете долгожданной поездки на экскурсию.                                                                                            

Наиболее ценный тип мотивации – внутренняя положительная. Ребенок будет старательно выполнять задания, так как это приближает его к цели – получить определенную профессию.

Мотивация детей

Для развития внутреннего стремления учиться родители часто обещают вознаграждение или отказывают в просьбе, ставя жесткие условия. Но больше всего на мотивацию влияет атмосфера семьи: дружеская поддержка, совместные занятия. Отсутствие внимания со стороны родителей замедляет интеллектуальное и психическое развитие ребенка, препятствует возникновению стимулов к учебе.

8 эффективных способов мотивации

Необходимо постоянно предоставлять ребенку обратную связь в виде поощрения всех форм его учебной активности и самостоятельности. Что конкретно могут сделать родители:

  1. Объяснить важность знаний. Если ребенок обращается к вам с вопросом, отложите дела и совместными усилиями найдите ответ.  
  2. Использовать игровую форму обучения для школьника младших классов, избегая длительных и скучных заданий.
  3. Интересоваться мнением ребенка больше, чем его оценками, вместе обсуждать полученную на уроках информацию.
  4. Внимательно выслушивать рассказы о школьной жизни, отношениях с другими ученикам. Это позволяет предупреждать конфликты.
  5. Строить планы, обсуждать будущую профессию. При совместном посещении банка, почты или магазина рассказывать ребенку о специалистах, которые там работают.
  6. Оптимизировать режим дня, отвести время на отдых, не перегружать дополнительными занятиями.
  7. Постараться выяснить причину плохих отметок в каждом конкретном случае.
  8. Не создавать дополнительное напряжение постоянным страхом наказания. Все проблемы решать в диалоге.

Эти несложные правила лежат в основе воспитания творческой личности с высокой внутренней мотивацией к учебе.

Топ-10 эффективных способов убедить ребенка учиться

Родители могут использовать различные приемы влияния на учебную активность в зависимости от возраста ребенка. 10 наиболее эффективных способов, по мнению психологов:   

  1. Вместе выберите время для выполнения домашнего задания. Особенно это важно для подростка. Не требуйте приступить к урокам сразу после возвращения из школы. Предоставьте ему самостоятельность в решении этого вопроса.
  2. Приведите примеры успешных и неуспешных людей, обсудите с ребенком биографии известных ученых, писателей, артистов. Объясните ему, что одного таланта мало, успех обеспечивается упорным трудом.
  3. Ставьте понятные цели: исправить оценку по биологии, сделать интересный обзор по информатике и так далее. Не распыляйте усилия на множество занятий.
  4. Хвалите за любые достижения, даже за проявленную активность в решении задач, независимо от результата.
  5. Покажите ценность знаний. Например, известно, что лучшие повара профессионально разбираются в физико-химических свойствах продуктов.
  6. Поощряйте самостоятельность, не ругайте постоянно за ошибки, они – часть процесса обучения.
  7. Станьте авторитетом для ребенка, на собственном примере расскажите о достижениях в работе.
  8. Не позволяйте никому делать домашние задания за ребенка, не давайте готовых ответов. Лучше ищите нужную информацию вместе.
  9. Поощряйте общение со сверстниками. Для старшеклассника важно его окружение. Пусть друзья приходят в гости, иногда вместе делают уроки.
  10. Родительский контроль не должен быть тотальным. Ребенку надо предоставить карманные деньги и возможность самостоятельного принятия решений.

Топ-5 главных ошибок родителей

70% детей, которые не хотят учиться, находятся в состоянии напряжения из-за неумения наладить отношения с родителями или одноклассниками. Взрослым надо знать признаки стресса и помочь ребенку справиться с ним.

Школьник

Ошибки родителей, влияющие на желание учиться:

  1. Отсутствие должного внимания к формированию учебной мотивации. Многие взрослые полагают, что дети должны понимать цель обучения. Но ребенок, особенно в начальной школе, не умеет пока сам себя мотивировать, ему надо помочь.
  2. Излишний контроль. В ситуации гиперопеки вырастают безынициативные люди, их трудно заинтересовать новой информацией. Поэтому с раннего возраста ребенку надо давать посильные самостоятельные задания, а не просто заставлять учиться. 
  3. Игнорирование индивидуальных особенностей. Сделайте похвалу адресной. Покажите ребенку, что вы цените именно его достижения. Например, подчеркните, что сегодня он выполнил домашнее задание быстрее обычного или научился правильно организовать свой день.
  4. Сравнение с другими детьми. Такой прием ведет только к отрицательному отношению к тому, с кем сравнивают. Лучше обсуждать успехи и неудачи независимо от других учеников.
  5. Преобладание критических замечаний и наказаний. Понятна досада родителей на плохие оценки в школе. Но негативные эмоции не должны мешать открытому диалогу, совместным занятиям и планированию будущих успехов.

Если ребенок не хочет ходить в школу, постарайтесь применить простые правила, которые стимулируют желание учиться: интересоваться школьными делами, помогать и поддерживать, учитывать индивидуальные особенности, контролировать, но не опекать.

Читайте также

Вам может понравиться

    • советы для родителей
    • интересные факты

    Когда ребенку нужен психиатр

    Воспитание не всегда оказывается простым делом. Иногда детское поведение меняется не в лучшую сторону. Как понять, когда ребенку необходима помощь психолога? В этой статье описано, как нужно вести себя родителям, чтобы не наделать ошибок.

    25.11.2022
    • советы для родителей

    Когда начинать ругать ребенка

    Уже в трехлетнем возрасте малыши сознают, что совершают плохой поступок, понимают угрозу наказания. Начинать ругать ребенка, не выяснив, причины поведения, — частая ошибка взрослых, но и оставлять определенные аспекты без внимания родителям нельзя.

    01.11.2022
    • советы для родителей
    • обучение

    Какой бывает талант и в чем он может проявляться

    Какой бывает талант, какие виды интеллекта существуют, способности и возможности детей, как оценить возможности ребенка и развить их.

    18.10.2022
    • английский язык
    • носители языка
    • обучение

    Как создать языковую среду для изучения английского языка

    Так называется искусственно созданное окружение, выполнение привычных действий не на родном, а на английском языке. Погружение в среду помогает быстрее усваивать информацию и запоминать ее, улучшать качество знаний. Особенно эффективным оказывается использование в течение дня лишь английского при выполнении обычных действий и в разговоре.

    04.08.2022
    • детский отдых
    • soft skills
    • программы

    Куда можно отправить отдохнуть ребенка 12 лет - лучшие лагеря для девочек и мальчиков

    Выбирать лагерь в Подмосковье для подростков 12 лет на лето нужно с учетом интересов и возможностей ребенка. В программу летних смен проекта Sportzania входит изучение английского языка, спортивные соревнования, квесты, бизнес-тренинги и другие занятия.

    26.07.2022