Как воспитывать нравственность в ребенке - 6 главных способов

Как воспитывать нравственность в ребенке - 6 главных способов

В развитии нравственности помогают не только беседы, но и активные занятия: прятки, вышибалы, бег. Благотворное влияние на воспитание детей оказывают занятия в группах. Они учатся общаться и лучше понимать друг друга. Особенно в игровом формате дети хорошо усваивают моральные нормы поведения.

В наше время родители всеми силами стараются обеспечить детям достойное будущее, забывая о духовном воспитании. Хотя именно в семье при общении со взрослыми ребенок получает свои первые знания и в будущем применяет их в жизни.

Размышляя на тему нравственного воспитания вспоминается, высказывание Владимира Ивановича Даля: «Все мы — люди, да не все — человеки». К сожалению, не всегда дети вырастают добрыми людьми, умеющими сопереживать ближнему. И чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, нужно уделить внимание такому аспекту, как воспитание нравственности.

Что такое нравственность

Нравственность – это когда мысли и поступки человека соответствуют нормам морали. Основа нравственного воспитания — в социальной действительности, а также в людях, с которыми человек ежедневно взаимодействует. Развитие моральных качеств происходит с рождения. Они тесно связаны с интеллектуальной деятельность, регуляцией поведения, самоконтролем, эмпатией.

нравственность воспитание это.png

Этапы развития нравственности

Нравственное становление личности происходит поэтапно: с младенческого до подросткового и старшего возраста. Каждый из четырех этапов по-своему важен и требует внимательного подхода, чтобы обеспечить эффективность процесса:

  1. Младенчество. Ребенок в возрасте от рождения до года не понимает норм поведения и жизненных правил. Он живет природными инстинктами, зависим от настроения взрослых и их поведения:
  • Проголодавшись, младенец криком зовет мать, свой главный источник еды. Если она не приходит, то он испытывает физический и психологический дискомфорт.
  • Когда мама постоянно находится с новорожденным, кормит его по первому требованию, на подсознательном уровне он понимает, что вот так, правильно. Малыш не испытывает чувства страха и не кричит.
  1. Раннее детство (2–3 года). Этот возраст связан с развитием эмпатии. Малышу уже знакомо чувство вины, и он старается вести себя хорошо. Иначе говоря, придерживается нравственного поведения:
  • знает, что нельзя забирать чужие игрушки, иначе последует наказание.
  • думает, что для решения конфликта надо стукнуть своего обидчика, но не делает так, потому что понимает, что будет наказан.
  1. Дошкольный возраст (3–5 лет). В этом возрасте малыш начинает проявлять упрямство, негативизм и своеволие. Он может кусаться, замахиваться на других детей, ломать игрушки несмотря на запреты и наказание. Происходит явное нарушение поведения.

Вот некоторые закономерности этого процесса.

Ребенок:

  • понимает причинно-следственные связи, но не способен совладать с эмоциями;
  • полагает, что взрослые найдут способ разрешения конфликтной ситуации без его участия.
  • осознает важность дисциплины, но противится ограничениям.

Позитивный подход к воспитанию способствует налаживанию контакта с ребенком, что, в свою очередь, отражается на его хорошем поведении. Когда связь отсутствует, малыш руководствуется своими эмоциями, до тех пор, пока его не отругают за недостойные поступки.

4. Школьный возраст (7–10 лет). Авторитет взрослых и родителей уменьшается, а точнее, видоизменяется. Ребенок перестает быть покладистым и послушным, игнорирует просьбы старших.

Особенности этого этапа следующие:

  • дети понимают нормы поведения и хотят принимать активное участие в установлении правил;
  • у ребенка остро развито чувство справедливости, он стремится защищать слабых.

5. Подростковый возраст (11–16 лет). Подросток знает, что такое добро и зло, любовь, совесть, ответственность и стыд. Но сомневается в тех ценностях, которые прививают ему учителя и родители.

Подросток:

  • знает правила поведения, но критикует многие из них;
  • испытывает потребность приносить пользу обществу и учится мыслить абстрактно, рассматривая возникающие проблемы с разных сторон.
  • осознает влияние своего поведения на окружающих людей;
  • может начать вести себя аморально ради дружбы со сверстниками.

Размышляя над тем, как воспитать нравственность, родители должны создать условия, способствующие этому. Они также должны поддерживать свой нравственный облик на высоком уровне.

Основные принципы нравственного воспитания

Рассмотрим принципы нравственного воспитания:

  1. Решимость. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос сильной, самодостаточной и гармоничной личностью. Для этого надо целенаправленно развивать в нем соответствующие качества характера.
  2. Принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни учеников. Педагоги показывают детям, как нравственные качества проявляются в жизни. В классе обсуждаются поступки героев литературных произведений, проводятся беседы о добре и зле, жестокости, лжи и правде.
  3. Согласованность в воспитании. Сам процесс предполагает тесное взаимодействие между педагогом, родителем и учеником. Это нужно для формирования нравственных ценностей у подростка. Здесь очень важно не допускать ошибок, чтобы у ребенка не сформировалось искаженное представление о нравственном поведении.
  4. Коллективное воспитание с учетом индивидуальных особенностей подростка. Воспитываясь в коллективе, ребенок социализируется, расширяет круг общения, обменивается опытом и знаниями со сверстниками.
  5. Сознательность и активность. Поведение ребенка складывается из созна­тельных действий, которыми он выражает свое отношение к родителям, учителю, сверстникам, миру в целом и к самому себе. Поступок ребенка — это способ самоопределения в педагогическом процессе.
  6. Уважение и требовательность. Ребенок должен понимать, что каждый человек имеет свои права в социуме. Он должен уметь сочувствовать чужой беде, находить правильные слова поддержки. Что касается второго, то педагоги сходятся во мнении: требование развивает у детей волевые качества, мотивирует и направляет. Главное, чтобы они были целесообразными и понятными для них.
  7. Акцент на положительные качества. Необходимо подчеркивать в ребенке доброту, самостоятельность, инициативность и ответственность. Тогда он еще больше будет стремиться проявлять эти стороны.
  8. Индивидуальность. Важно уделять внимание способностям ребенка и социальным навыкам, не обесценивать его мнение и слова. Родители и учителя должны научить малыша культуре общения, поведению в обществе и взаимопомощи.

И родители, и педагоги передают знания, формируют ценности и направляют подрастающее поколение на верный жизненный путь. Их задача – расположить к себе детей, добиться уважения и доверия от них.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Родители должны на личном примере демонстрировать моральные качества. Это помогает детям осознать важность таких нравственных ценностей, как честность, сострадание и уважение к окружающим.

Для этого нужно:

  • действовать гуманно во благо добра;
  • признавать негативные эмоции ребенка и помогать ему справляться с ними;
  • не забывать про похвалу за правильное моральное поведение.

Перед родителями стоит непростая задача — научить ребенка нравственному поведению. Важно заложить правильное отношение к таким понятиям как «можно», «надо», «нельзя». Это поможет ему свободно управлять своими эмоциями.

Влияние окружения на нравственное воспитание дошкольника

Социальные связи непосредственно воздействуют на нравственное воспитание ребенка. В детском саду, школе или в секции он взаимодействует со взрослыми и сверстниками, которые непосредственно оказывают влияние на его нравственное поведение.

Часто между детьми возникают конфликты, а учитель может неправильно выразиться и ненароком обидеть ребенка. В любом случае сын или дочь обращаются за помощью к родителям. Взрослые должны объяснить, что люди иногда нарушают нормы поведения, но не всегда это происходит. И что важно не уподобиться им, а сохранить свою личность с индивидуальными особенностями.

Качества, формируемые в рамках нравственного воспитания

Сегодня происходит снижение уровня нравственности по причине бурного развития экономики, информационного и технического прогресса. Порядочность, обязательность, уважительное отношение к другим людям, отсутствие лицемерия — все это, воспринимается обществом, как черты характера, присущие далеко не каждому.

Эти и другие качества формируются в процессе нравственного воспитания. И родителям стоило бы задуматься над этим. Например, следить за тем, сколько времени их ребенок проводит в Интернете. Там он смотрит фильмы, развлекательные передачи, черпает различную информацию и берет пример с главных героев, но не факт, что они имеют положительный характер.

Семья — это социальный институт, ответственный за нравственное воспитание детей. К сожалению, не все родители справляются со своими задачами. В результате мы видим духовную пустоту внутри подрастающего поколения.

Дети копируют поведение взрослых. И чтобы решить проблему нравственной дезориентации, родителям и педагогам нужно тщательно следить за своим поведением. Сегодня нравственное становление личности предполагает формирование у детей следующих качеств характера.

Ответственность

Высоконравственный человек понимает последствия своего поведения. Он способен самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Гуманизм

В настоящее время человеколюбие наблюдается не часто, а ведь без этой черты невозможно сотрудничество, взаимопонимание и уважение. В воспитании гуманизма родители и учителя должны проявлять порядочность, благородство и бескорыстие на деле, а не словах.

Дисциплинированность

Большое значение в вопросе нравственного воспитания имеет борьба с ленью и неорганизованностью. Дети должны понимать, что опаздывать на уроки плохо, так же как и не выполнять домашнее задание. Приучение детей к дисциплине должно проходить в позитивном ключе. Иначе у них появится страх, ненависть и неуважение к тому, кто занимается их воспитанием.

Чувство коллективизма

Педагоги, которые поощряют совместное празднование дней рождения, поддержание болеющих детей и посещение домов-интернатов, способствуют воспитанию дружбы и товарищества. Более того, формирование чувства коллективизма помогает занимать первые места на предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях.

Уважительное отношение к старшим

Народная мудрость гласит: «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай». Родители на личном примере должны показывать уважение к учителям, своим пожилым мамам и папам, другим старикам. Необходимо разговаривать с ребенком, объяснять, что уважительное отношение к старшим поможет получить ценные уроки, чтобы избежать ошибок в жизни. Ведь старшее поколение — это кладезь мудрости и знаний.

Бережное отношение к живому миру

«С чего начинается родина? С той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет…». Слова известной песни советского эстрадного певца Марка Наумовича Бернеса. В ней описана русская природа и ее богатство, в ее строках заложен глубокий философский смысл о любви к Родине и природе. Никогда не поздно включить ее детям на классном часе.

воспитание морали и нравственности.png

Школьникам также будут полезны рассказы о природе родного края, беседы о труде и быте людей. Все это можно подкрепить демонстрацией краеведческого материала. Формирование у детей патриотизма и бережного отношения природе должно стать первой ступенью в воспитании нравственности.

6 способов нравственного воспитания

Существует несколько методов, которые будут полезны в нравственном воспитании детей.

1. Личный пример

Ребенок во всем копирует своих родителей. Если отец любит проводить время с друзьями в баре, то сын будет считать нормальным такое поведение и когда вырастет, вполне вероятно, что тоже будет так делать. Так, глядя на родителей, можно предположить, как в дальнейшем будут жить их дети.

2. Положительное подкрепление

Заметили что-то положительное в поведении ребенка? Обязательно похвалите! Представьте: малыш притащил с улицы голодного кота в дом. Покормите его и пристройте в добрые руки, если не можете оставить жить у себя. Но не кричите на ребенка за то, что трогал грязное блохастое животное руками. Не пресекайте попытки малыша совершить доброе дело.

3. Взаимодействие с эмоциями

Дети должны не только уметь понимать свои эмоции, но и выражать их словами. Это помогает им лучше понимать других людей. После каждой прочитанной книги или просмотренного фильма пусть они рассказывают о чувствах, которые испытали.

4. Книги и фильмы

Не позволяйте малышу смотреть странные, бессмысленные мультфильмы и читать книги из серии ужасов. Информация, которую он получает, должна быть полезной и доброй для него. Книги должны учить размышлять, развивать память, расширять кругозор. Фильмы тоже могут стать важной частью воспитательного процесса. Они показывают взаимоотношения людей, с их помощью ребенок учится чему-то.

5. Примеры других людей

Подросток впитывает все то, что видит вокруг себя. Курящие, пьющие, ленивые и не аккуратные люди могут отрицательно повлиять на его нравственное формирование личности. Хотя бывают случаи, что ребенок стремится стать лучше, чем все эти люди из его окружения, но они единичные.

6. Программа нравственного воспитания детей

Основы воспитания нравственности необходимы для формирования личности. Развивать моральные качества лучше всего, пока ребенок маленький. В дальнейшем, когда у него сформируется характер и мировоззрение, будет сложно что-либо изменить.

Хотим рассказать вам о программе нравственного воспитания подростков — курс изменения поведения 7Sps. Она предполагает интерактивные занятия и психологическую поддержку по телефону. Подросток выбирает сам, какой формат ему больше подходит.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

В развитии нравственности помогают не только беседы, но и активные занятия: прятки, вышибалы, бег. Благотворное влияние на воспитание детей оказывают занятия в группах. Они учатся общаться и лучше понимать друг друга. Особенно в игровом формате дети хорошо усваивают моральные нормы поведения.

10 советов психологов и педагогов по нравственному воспитанию детей

Воспитание морали и нравственности в детях – не простая задача. Мы собрали 10 профессиональных рекомендаций:

  1. Родители несут полную ответственность. Если цель задана, она должна быть достигнута — в данном случае речь идет о правильном воспитании малыша.
  2. Родители должны служить примером. Мамам и папам следует задуматься о том, являются ли они положительным образцом подражания для своих сыновей и дочерей.
  3. Взаимодействие с ребенком. Прежде чем приступить к воспитанию, родителям важно проанализировать свои убеждения и понять, какие моральные ценности они поддерживают.
  4. Непредвиденные ситуации играют ключевую роль. Малыши запоминают лучше те события, которые случаются неожиданно, чем заранее запланированные.
  5. Дисциплину следует применять с умом. Хотя она необходима в ходе воспитания важно найти баланс. Нельзя использовать ее слишком строго.
  6. Ожидания родителей. Исследования показывают, что если родители надеются на хорошее поведение малыша, он, скорее всего, будет действовать в соответствии с этими ожиданиями.
  7. Закрепление успеха. Важно поддерживать и хвалить ребенка за правильные поступки сразу в момент их совершения.
  8. Регулярные действия. Чтение книг о морали — это лишь начало. Важно творить добро!
  9. Золотое правило. Не бывает универсальных приемов в воспитании нравственности. Все дети разные по характеру. Но существует принцип, известный как «золотое правило». Он включает такие основы, как любовь, общение, честность, активность, самостоятельность и границы дозволенного.
основы воспитания нравственности.png

Воспитание нравственности — это непрерывный процесс, который требует внимательного отношения от родителей и педагогов. Они должны понимать, как воспитывать нравственность, чтобы через слова и поступки у детей формировались моральные ценности. Нравственность — это не просто правила, а основа жизни, что способствует развитию общества в целом. Нужно активно вовлекать детей в обсуждения, развивать критическое мышление и учить их осознавать последствия своих действий.