Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок старательно учит задание по предмету, а на уроке не может ничего рассказать. Для того чтобы любое дело было результативным, необходимо правильно распределять приоритеты. Давайте разберемся, как научить ребенка ставить цели.
Зачем вообще ставить цели
В мире много интересного – вкусной еды, захватывающих игр и путешествий, полезных интернет-площадок, прогулок и встреч с друзьями. Если браться за все и сразу, то жизнь превратится в хаотичное движение.
Навести порядок помогут цели. Они делают внимательнее и учат продвигаться в нужном направлении для получения результата. К примеру, захотел играть в футбол – научился владеть мячом, записался в спортивную школу, начал выступать за сборную команду. Здесь каждый достигает своих целей – научиться игре за полгода или стать профессионалом.
Почему ребенку неинтересно
Возможные причины, по которым ребенку не понятна цель:
- цель придумана родителями и для ребенка не важна;
- цель отличается от ценностей ребенка;
- ребенок хочет заниматься другими делами.
Многим знакома ситуация, когда родителями выделяются деньги на проведение занятий, а ребенок не понимает, зачем это нужно. Если разговоры не результативны, то лучше сделать перерыв в делах и переосмыслить цели либо отказаться от них полностью.
Цель размытая
Если поставить цель «научиться играть в шахматы», то будет неясно, что это означает. Чтобы не бросить начатое, нужно сделать цель понятной и сопоставимой. К примеру, для начала в течение полугода выучить правила игры в шахматы.
Цель далекая
Двигаться к цели на протяжении нескольких лет или десятилетий – непростая задача. Многие не выдерживают и сходят с намеченного пути. Чтобы такого не случилось, постарайтесь раздробить далекую цель на несколько мелких. К примеру, чтобы выполнить кандидата в мастера спорта по шахматам, нужно вначале сдать нормативы на юношеский и взрослый разряды.
Как объяснить ребенку, что цели — это важно
Один из важных навыков, необходимых каждому человеку для достижения жизненных успехов в разных сферах, – постановка цели, которая:
- создает ясность, осмысленность, верное направление нашим действиям, не давая попусту расходовать энергию и ресурсы;
- мотивирует на конкретный результат, помогает сфокусироваться на главном, невзирая на трудности;
- дает возможность измерять прогресс, предоставляя четкие критерии и давая возможность коррекции наших действий;
- помогает саморазвиваться, так как постановка и достижение цели сопровождаются саморефлексией, планированием, принятием решений и решением возникающих проблем;
- ведет к жизненным успехам: люди знают, к чему стремятся и проявляют активность в достижении результата.
Тот, кто поймет важность достижения цели, будет уверенно двигаться по пути развития.
Как привлечь ребёнка к целеполаганию
Мастерство целеполагания:
- уметь распланировать время на перспективу с учетом приоритета;
- находить наилучшие разрешения возникающих проблем;
- верно излагать цели и добиваться их.
Владение навыками целеполагания поможет не только в учебе, но и при любых обстоятельствах.
Важно сделать первый шаг – правильно поставить цель. При грамотной формулировке понятны преимущества и шаги, которые нужно сделать для реализации задуманного.
Рассмотрим популярные приемы целеполагания детей младшего и среднего возрастов.
Для младших школьников — карта желаний
Пусть ребенок в центре бумажного листа изобразит то, с чем себя ассоциирует – аватарка, знаки и т.д. После этого предложите ему вопросы:
- Чему ты хочешь научиться на каникулах (например, плавать, ловить рыбу)?
- Что ты хочешь выполнить (учиться на пятерки, сходить в зоопарк, сдать на юношеский разряд по шахматам)?
- Что ты хочешь приобрести (грамоту за хорошую учебу, приставку для видеоигры)?
Чтобы понять желанность цели для ребенка, достаточно уловить его загоревшийся взгляд. Попросите школьника визуализировать цели – нарисовать или выбрать готовое изображение в интернете. Готовые картинки разместите по кругу возле изображения ребенка – карта желаний готова. Не забудьте повесить ее на самом видном месте.
Для подростков — метод SMART
Методом целеполагания SMART пользуются для координирования бизнеса. На самом деле область его использования шире, в том числе можно научить ребенка достигать цели. Аббревиатура SMART является отражением важнейших критериев любых целей: конкретика, измеримость, достижение, уместность, ограниченность по времени.
К примеру, ученик захотел повторно сдать контрольную по математике:
- S – успешно пересдам;
- M – пересдам на лучший результат;
- А – спрошу у учителя;
- R – ради этого не пойду на тренировку;
- Т – сдам в четверг.
Сознательное целеполагание поможет в достижении результата.
Как научить детей ставить цели и достигать их
Часто родители сетуют на то, что ребенок не хочет ничего делать. Помогите ему сформировать внутреннюю дисциплину и силу воли.
Избегайте пресыщенности
Не стоит задаривать ребенка дорогими подарками с поводом и без. Пусть у него появится мечта и он приложит все усилия для ее осуществления. К примеру, тинейджер мечтает о новом гаджете, а младший школьник – о большом конструкторе LEGO. Предложите ребенку самостоятельно составить план по достижению цели.
Научите ребёнка грамотно формулировать цели
Простые правила целеполагания:
- ставить важные цели, от которых возникает радостное предвкушение;
- ставить определенные цели, деля большие на меньшие и достигать их;
- ставить осуществимые цели, ясно понимая пути выполнения;
- ставить промежуточные цели с коротким временным интервалом;
- контроль и корректировка длительных по срокам целей.
Можно фиксировать промежуточные результаты в электронном органайзере или бумажном блокноте.
Избавьте ребёнка от ощущения беспомощности
Некоторые обоснованно считают, что родители навязывают им свои решения. Постарайтесь меньше контролировать ребенка и показать, что он ставил цели сам и сам их добивался. Пусть он оценит свои достижения по следующим критериям:
- какие усилия к достижению цели были приложены;
- насколько сильно хотел достигнуть цели;
- как часто вспоминал о цели;
- какова была уверенность в достижении цели.
Так станет понятно, что целевые результаты можно получать своими усилиями.
Визуализируйте
Проведите домашнюю встречу желаний. Пусть каждый член семьи нарисует свои желания и пути их достижения поэтапно. К каждому желанию прорисуйте дорожку и попросите ребенка присоединиться к вам. Такое наглядное воплощение мечты упорядочит информацию и прояснит поставленные цели.
Относитесь к неудачам проще
Объясните ребенку, что не нужно каждый раз после неудачи унывать. Лучше улыбнуться и двигаться вперед, не взирая ни на что. Важно научить справляться эмоционально и не опускать рук.
Поддерживайте ребёнка на пути к цели
Поощряйте ребенка, например, не за хорошую отметку в журнале, а за прочтение книги. Объясните ребенку, что важно прилагать усилия, чтобы достигать задуманное. При такой установке он научится поощрять себя за транзитные цели, испытывая удовольствия от происходящего.
Определите «цену» цели — мечты, профессии, красивой жизни
Чем невероятнее цель, тем лучше
Не бойтесь творить невероятное, пусть другие сделают обычные вещи. Цените то, что у вас есть, и благодарите, двигаясь по дороге за невозможным. Такая позиция поможет удержаться на плаву и научит достигать намеченной цели.
Умение ребенка ставить цель и добиваться результата научит его самостоятельности, придаст уверенность в настоящем и сделает успешным человеком в будущем.