Как привить ребенку дисциплину — правила воспитания

Как привить ребенку дисциплину — правила воспитания

Введение дисциплины — понимания норм и правил — позволяет выбирать корректную линию поведения, действовать сообразно ей и принимать ответственность за последствия. Такие качества будут необходимы и во время получения образования и в карьерной перспективе.

Воспитание дисциплины — важный момент, которому родители должны уделить должное внимание. Подскажем, какие способы существуют, почему ребенку требуется организованность и порядок и чего стоит ждать от малыша.

О дисциплине

Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок умел вести себя в любой жизненной ситуации. Прививать нормы и правила поведения помогает воспитание дисциплины. Это пригодится малышу и во время обучения в школе, и позже в высшем учебном заведении, а также на работе и в других социальных ситуациях.

воспитание дисциплины.jpg

Воспитание дисциплины следует начинать с дошкольного возраста, и первым примеров в этом становятся родители.

Роль дисциплины в воспитании и детском развитии

Психологи предупреждают, что послушание и дисциплинированность — не равнозначные вещи. Когда ребенок из страха наказания беспрекословно выполняет указания взрослого, он теряет способность принимать решения самостоятельно, отвечать за поступки. Страдает и самооценка.

Введение дисциплины — понимания норм и правил — позволяет выбирать корректную линию поведения, действовать сообразно ей и принимать ответственность за последствия. Такие качества будут необходимы и во время получения образования и в карьерной перспективе.

Правила, которыми стоит руководствоваться

Многому дети учатся от собственных родителей, так что придется следить не только за малышом, но и за собой. Психологи рекомендуют придерживаться некоторых основополагающих моментов.

Правила поведения дома

Чтобы разграничить корректное и недопустимое поведение, следует установить правила. Важно, чтобы они были рациональными, объяснимыми. Можно объяснить ребенку причины их поведения и последствия несоблюдения.

Мама и папа должны проявлять определенную гибкость и сознавать, что правила для дошкольника и подростка не могут быть одинаковыми. По мере взросления границы дозволенного должны расти вместе с младшим членом семьи, у него будут появляться новые обязанности, ответственность, и следует предложить подходящую опору для принятия решений.

Правила должны быть едиными для всех детей, иначе у них сложится представление о несправедливости, нечестном отношении.

Повседневные привычки

Из рутины можно извлечь много полезного. Человеческая психика воспринимает определенный паттерн повторяющихся действий положительно, отсюда вырастает чувство безопасности. Дисциплинированным станет человек, опирающийся на привитые еще в детстве привычек:

  • одно и то же время отхода ко сну и пробуждения;
  • планирование дня без внезапных изменений;
  • перерывы на возможность перестроиться между активностями — от обеда к урокам и т. д.

Важно, чтобы и родители выстраивали собственный распорядок дня соответствующим образом, иначе может возникнуть конфликт.

Последствия

Наказания не должны обрушиваться на голову детей неожиданно. Вводя какое-либо правило, следует заранее оговаривать, какие последствия будут, если его не придерживаться. Психологи отмечают, что:

  • недопустимо унижать достоинство юной личности, наказание должно быть соразмерным;
  • важно, чтобы ребенок мог вынести урок из произошедшего и учился на ошибках;
  • категорически нельзя не отпускать в туалет, лишать прогулок, еды, поднимать руку на малыша.

Крик и ругань — неподходящий метод воспитания. Стоит запастись терпением и доходчиво объяснять, отчего возникают определенные требования.

Соблюдение правил

Не стоит делать исключение, если уже оговорены конкретные нормы поведения. Обещание «ладно, но в последний раз», «если увижу снова, тогда» приводят к тому, что дети начинают считать домашние правила необязательными.

Реалистичные ожидания

Идеальная картина, когда мама и папа придумывают, как воспитанный ребенок будет себя вести, и в одно мгновение он становится послушным, — это фантастика. В реальности придется много раз обсуждать и оговаривать установленные нормы. В разном возрасте поведение детей отличается, и это тоже придется учитывать.

Эффективные методы, помогающие дисциплинировать ребенка

В зависимости от возраста, дисциплину можно воспитывать, руководствуясь следующими способами и советами психологов.

От 3 до 5

Даже малышам понятны простые инструкции и причинно-следственные связи, потому родители могут обучать их правилам без наказаний. Позитивная дисциплина рассчитана на акцентирование правильного поведения, подчеркивая похвалой, когда кроха действует как нужно. Помните, что награда не обязательно должна воплощаться материально.

Дети учатся, глядя на взрослых, потому придется стать примером для подражания. Объясняя, что такое вежливость, не стоит забывать о «спасибо» и «пожалуйста». Что естественно для мамы и папы, то будет в порядке вещей и для малыша.

Упрямый по характеру ребенок нуждается в периоде охлаждения, после которого можно обсудить его поступки и поведения, объяснить, что он делает неправильно.

От 6 до 8

Характерная особенность для этого возрастного периода — буквальное восприятие сказанного мамой и папой. Дисциплинировать их помогут четко выстроенные границы, понятные правила и условия, разумные и ясные последствия. Ограничений не должно быть много, иначе это смутит юный разум и заставит его отказаться от любых действий.

В объяснениях надо придерживаться причинно-следственных связей, логики. А чтобы исключить наказания, заметив, что ребенок готов совершить ненадлежащее действие, стоит перенаправить его внимание, переключить на другой способ словесно или физически — но без насилия!

Большое внимание придется уделить эмоциональной жизни. Малыши еще не умеют понимать и проживать эмоции, маме и папе нужно развить навык слушания, помогать разобраться, в чем разница между печалью, гневом и обидой и как направить силу чувств в мирное русло.

От 9 до 13

Школьники и подростки способны учиться на собственных ошибках. Нет желания следовать режиму и вовремя ложиться спать — нужно дать возможность прочувствовать, каковы последствия у подобного решения. Не следует категорически запрещать что-либо, подходящим воспитанием станет предложение альтернативы.

От 13 и старше

Подростковый возраст особенно сложен. Чтобы не вызвать бунт, не нужно больше использовать прямые указания и требовать придерживаться четких схем поведения. Достаточно предложить обсудить возможности и придумать подходящее решение проблемы.

Нарушение правил должно принести последствия. Подростка можно лишить привилегий — доступа к планшету или смартфону.

Родителям нужно привыкнуть, что конфликты следует решать не строгим запретом, а переговорами. Это поможет установить доверительные отношения. Осмысление поможет ребенку вырасти сознательной личностью.

Типичные ошибки при воспитании дисциплины

Мама и папа часто хотят получить определенный результат за короткий период, и это подталкивает их совершать ошибки:

  • вводить физические наказания. Малыш, которого били в детстве, превратится во взрослого, убежденного, что насилие является нормой жизни;
  • допускать оскорбления, громкую ругань и крики. Ребенок утратит доверие к родителям;
  • игнорировать. У плохого поведения существует причина, следует выяснить ее и помочь, если это нужно;
  • торговаться. Нельзя допускать, чтобы дети манипулировали, угрожая плохо себя вести.

По вопросам воспитания младшего поколения матери и отцу придется договориться заранее, иначе в семье возникнет нездоровая атмосфера, которая запутает ребенка. Недопустимо превращаться в пару «добрый и злой полицейские».

воспитание дисциплины в спортзании.jpg

Дисциплина не возникает сразу, а прививается постепенно, и главное — оставаться для крохи добрым защитником и безопасной гаванью, сохранять доверительные отношения.

Читайте также

Вам может понравиться