В группах либо поодиночке российские школьники делают первые шаги в мир науки. Педагоги уверены, что проектное обучение – это способ социализировать детей.
Сущность проектного метода обучения
Новые методы обучения – проекты на разные темы. Дети 10-11 классов с охотой берутся за работы, связанные с технологиями, медициной и экологией. Младшеклассникам интересны темы: «Мои домашние питомцы», «Как вырастить микрозелень на подоконнике», «Морская свинка – животное для дома» и им подобные. В завершение создаются презентации, которые наполняются картинками и личными наблюдениями.
Ребята учатся определять задачи, ставить цели и находить пути решения. Они выдвигают гипотезы и аргументируют свою точку зрения. Суть проекта – в развитии творческого мышления и учебно-познавательного интереса. Дети также должны уметь реализовывать навыки на практике.
Этапы организации проектного метода обучения
Педагоги обязаны:
- мотивировать школьников;
- сформировать проектную группу;
- обсудить идеи научных работ;
- утвердить тематики и индивидуальные планы;
- определить методы исследования;
- собрать отчеты, изучить данные и оформить результаты;
- подготовить участников к публичной защите проектов;
- подвести итоги за «круглым столом».
В процессе учитель может столкнуться с трудностями, если:
- не способен организовать детей;
- не ведет статистику;
- не знает, как правильно обрабатывать информацию.
Внимание! Зачастую дети не хотят участвовать. Акцент на оценках лишь усугубляет ситуацию. Лучше рассказать им о том, как много нового они для себя откроют.
На каких принципах основано проектное обучение
Маастрихтский университет в Нидерландах обозначил 4 принципа проектного обучения:
- Самостоятельность. Когда у школьника появляется идея исследовательской работы, он консультируется с учителем. И, получив поддержку взрослого, ребенок трудится над проектом, учится оценивать результат.
- Релевантный контекст. Студенты и старшеклассники досконально изучают тему, берут интервью у экспертов и предлагают тесты одноклассникам.
- Совместное обучение. Ученик вместе с руководителем несут ответственность за результат.
- Конструктивистский подход. Ребенок формирует знания взаимодействуя с окружающим миром.
Обратите внимание: Подготовка к проекту должна идти полном ходом. Готовую работу надо сдать на проверку не позднее утвержденной даты.
Где и с какой целью применяется проектное обучение
Ребенок начинает работать над проектом в начальной школе. Дальше он может его дополнять, вносить, правки и усовершенствовать.
Защита проекта проводится не только в школах, но и в университетах на конференциях. Руководители подают заявки в ВУЗ. Комиссия их рассматривает и рассылает заявителям пригласительные письма на email. Победителей награждают почетными грамотами и медалями. Остальным выдают сертификаты.
Метод проектов стимулирует интерес к науке и учит обобщать знания из разных отраслей. Такой опыт пригодится каждому ребенку.
Какие бывают учебные проекты?
Образовательные проекты могут быть:
- исследовательскими;
- творческими;
- социальными;
- информационными.
Встречаются также ролево-игровые проекты. Удобный формат для совместной работы класса.
Классификация технологий обучения
Проект – это форма организации совместного деятельного обучения. Ученик взаимодействует с учителем, но иногда к ним подключается родитель.
Типы проектов:
- Монопредметные. За основу проекта берется отдельный предмет. Сложность зависит от уровня обучающихся.
- Межпредметные. Ученики применяют знания из двух или более дисциплин.
- Надпредметные. Проект не ограничен одной дисциплиной. Он охватывает различные области знаний и выходит за пределы традиционных школьных предметов.
- Игровой. Проект в игровом формате представляется детям как нечто увлекательное и интересное. Он помогает им раскрепоститься и проявить творческие способности.
- Исследование. Работа должна быть логически структурирована: введение, актуализация, гипотеза, цели и задачи.
- Информационные проекты. Ученик собирает данные относительно темы и заявленной проблемы. Изучает теорию и применяет знания на практике. Завершающим этапом является презентация.
Если тема сложная, то педагог координирует учащихся. В ином случае они сами контролируют рабочий процесс. Старшеклассники работают над долговременными проектами в свободное от уроков время. Дети младших классов готовят групповые мини-проекты в завершение пройденной темы урока.
Как строится работа над учебным проектом
Подготовка к проекту включает несколько этапов:
- Поиск актуальной темы.
- Обозначение целей и задач.
- Способ решения проблемы.
- Сбор информации.
- Подготовка презентации.
Реализованный проект ученик включает в портфолио. Таким образом, он отмечает свои успехи и достижения.
Какую роль играет педагог в проектном обучении
Проектный метод обучения – это метод, который ориентирован на ученика. Он сам организовывает деятельность и получает оценку за результат. Педагог выступает в роли куратора, но также примеряет на себя несколько ролей:
- энтузиаст – мотивирует учащихся, заряжает настроением;
- специалист – опыт и навыки в различных областях;
- консультант – открывает доступ к источникам;
- руководитель – следит за тем, как продвигается подготовка проекта;
- модератор – проводит командные переговоры для решения возникающих вопросов и предоставляет обратную связь;
- эксперт – проводит анализ итогов реализации проекта.
Учитель определяет уровень самостоятельности ученика, учитывая его возраст, успеваемость и навыки. Педагоги с большим стажем отмечают, что пятиклассники бывают инициативными, но многие из них нуждаются в наставничестве.
Студенты вузов и старшеклассники не всегда проявляют самостоятельность, если сталкиваются с проектной деятельностью впервые. Поэтому на начальных этапах они нуждаются в поддержке. Но тут важно соблюдать баланс и не выполнять за учащихся работу.
Требования к проектному методу обучения
Проектная деятельность включает подготовку и реализацию. Учитель консультирует детей в классе, но основная работа проходит вне школы.
К требованиям проектного обучения относятся:
- Актуальная проблема, требующая последовательного подхода для ее решения.
- Практическая, теоретическая и познавательная деятельность ребенка.
- Самостоятельная работа обучающегося (в парах или в группах).
- Обозначение целей совместных и индивидуальных проектов.
- Наличие литературных и других источников.
- Структурирование содержательной части.
Последовательность действий |
- формулировка проблемы;
- доказательство гипотезы;
- выбор методов исследования;
- сбор и анализ данных;
|
Сначала ученик изучает теорию, собирает данные и грамотно оформляет работу, а потом приступает к практике. Далее он делает фотографии и создает презентацию.
Что нужно учитывать, внедряя проектное обучение
Проектное обучение не заменит уроки в школе. Теоретическая база важна для детей. Нехватка знаний повлечет за собой отказ от участия в проекте.
Преимущества проектного обучения
- Ученик видит, какую практическую пользу может принести изучаемый материал.
- У детей развивается логика и критическое мышление.
- Проектное обучение побуждает желание продемонстрировать свои умственные и творческие способности.
- Исследовательская работа дает свободу выбора, позволяя школьникам проявлять креативность.
- Коллективная работа над проектами формирует у детей командный дух и навыки сотрудничества.
Проблемы проектного обучения
Проектная деятельность – от подготовки до реализации – требует времени. Зачастую учителя сталкиваются с его нехваткой. Хотя им не надо вникать в каждый отдельный раздел, учащиеся сами углубляются в темы.
Но не каждый ученик способен самостоятельно работать. И, ослабив над ними контроль, педагоги могут создать себе дополнительные трудности.
Проектная деятельность в семейном обучении
Учителями приветствуется участие в проекте мам и пап. Когда они помогают ребенку и обеспечивают необходимые условия, результат превосходит все ожидания. Совместная работа превращает родителей и детей в равноправных партнеров. Между ними укрепляется связь.
Заключение
Преподаватели онлайн школы СпортЗания применяют новейшие методы обучения детей. На многих наших программах ребенок учится проектной деятельности, а наставники направляют и контролируют процесс. Проектное обучение – это возможность развиваться и получать полезный опыт.