Проблемы с успеваемостью бывают у каждого школьника. И больше всего родители боятся, как бы их чадо не съехало в пучину двоек.
Ситуация обостряется в средней школе, когда ученики стремительно взрослеют, а нагрузка увеличивается в разы.
Когда кажется, что «неуды» поселились в дневнике навсегда, взрослых охватывает паника. Не стоит драматизировать ситуацию – если ребенок учится на двойки, делать выводы о крахе жизненного пути рано.
Когда ученик среднего звена, старшеклассник сильно съехал в учебе, постарайтесь сохранять спокойствие и разобраться, почему это произошло сейчас.
До свидания, детство. Что нужно знать о периоде взросления школьника
Подростковый возраст – время глобальных перемен, потрясений. Родители испытывают шок, когда вчерашний любознательный четвероклассник превращается в молчаливого тинейджера, у которого на уме – все что угодно, но не школа.
Понять, что творится в голове у подростка, – не просто. Но эти знания важны, чтобы пережить этап взросления максимально продуктивно.
Психологи выделяют особенности переходного возраста, на которые родителям следует обращать пристальное внимание:
- Изменения в физическом плане сопровождаются резкими перепадами настроения – эмоциональными качелями. Тинейджеры – клубок противоречий. Они колючие, настроены против мира, часто полностью погружены в виртуальные игры, но страдают от недостатка общения. Категорически не приемлют критику, но буквально ищут новые неприятности ради острых ощущений.
- Происходит резкая смена приоритетов. На первый план выходят общение с друзьями, первый опыт отношений. Школа рассматривается лишь как место встречи и веселья.
- Ощущение себя как взрослой личности просто зашкаливает. Отсюда – эксперименты с внешним видом, дерзость с учителями и родителями. Тинейджер пробует мир на прочность, испытывает разные модели взаимодействия с окружающими, приобретает необходимый опыт. Замечания, «неуды» за поведение в этом возрасте, особенно у мальчиков, – неизбежны. Реагировать нужно спокойно – кричать, устраивать скандалы бесполезно.
ВАЖНО: если подросток получил двойку за поведение – нужно корректно задать наводящие вопросы, выяснить причину произошедшего, обязательно узнать мнение всех сторон конфликта и объяснить, почему это плохо.
- Склонность к рефлексии, поиску себя и места в мире. С этим напрямую связаны метания от одного вида деятельности к другому, неустойчивость оценок по школьным предметам – когда вчерашний любимый урок сегодня стал аутсайдером.
Стоит выделить еще ряд причин, которые ведут к проблемам с обучением в переходном возрасте.
Почему ребенок стал двоечником
Если кажется, что ситуация с успеваемостью начинает выходить из-под контроля, проанализируйте, не связано ли это с одной из следующих причин:
- Слишком завышенные родительские ожидания, когда из сына или дочери делают нечто по образу и подобию своему. Подростки тонко чувствуют фальшь в отношении к ним, и могут осознанно саботировать обучение, если им навязывать то, что неинтересно.
- Тотальный родительский контроль. У тинейджера нет права голоса и права на ошибку. Итог – бунт переходного возраста – полное нежелание учиться и вообще делать что-то по родительской указке.
- Отсутствие навыков самостоятельности – важная причина, логично вытекающая из предыдущей. Ученик настолько задавлен контролем и привык, что взрослые делают с ним уроки, что сам не пытается начать что-то делать.
- Слабое окружение, боязнь потерять школьных друзей. Часто встречаются ситуации, когда группа ребят намеренно травит отличников из-за хороших оценок. Поэтому подросток вынужден учиться плохо, чтобы не выделяться.
- Конфликт с учителем. Непонимание может возникнуть как по объективным причинам – когда учащийся действительно не понимает предмет, так и из-за личной неприязни. Без вмешательства родителей ситуация не разрешится.
- Несформированная внутренняя мотивация, непонимание ценности знаний. Тинейджеры склонны во всем сомневаться. Поэтому, если в более раннем возрасте родители не ответили на вопрос «зачем нужны знания», сейчас это выльется в полное игнорирование учебного процесса. Подросток попросту решит, что ему это абсолютно не нужно, и может перестать ходить в школу.
- Сложность в освоении материала – из-за сильной учебной нагрузки или из-за обилия дополнительных занятий.
- Эмоциональные переживания – и первая влюбленность, и предательство друга или близкого человека, и страх перед экзаменами и будущей взрослой жизни. Уровень стресса у подростков может быть запредельно высоким. Приводит это не только к плохим оценкам, но и к потере интереса к жизни.
Но, как отмечают психологи, основная проблема – не то, что тинейджер плохо учится, а реакция взрослых на эту ситуацию.
Принять нельзя наказать. Поставьте запятую или как родителям реагировать на двойки
ВАЖНО: резкая реакция родителей на низкие оценки и иные неудачи подросткового периода напрямую влияет на уровень самооценки ребенка в будущем. Поэтому постепенно приучите себя сдерживать эмоции, относиться к «неудам» как к неприятности, которая может произойти с каждым. И главное – не думайте, что школьник катится по наклонной плоскости.
Правильные модели реакций могут быть следующие:
- Ребенок получил двойку – повод вообще пересмотреть свою систему ценностей. Определите, что вас тревожит и почему хорошая успеваемость стоит во главе угла.
- Встаньте на позицию сына/дочери – постарайтесь понять, что происходит в последнее время. Так вы скорее найдете причину падения успеваемости.
- Перестаньте мыслить шаблонами – увидьте личность, а уже потом – школьника. Вспомните про индивидуальный подход – возможно у подростка все чересчур удачно складывается в каком-то отдельном виде деятельности, и поэтому он воспринимает школу как досадное препятствие. Рассмотрите разные варианты развития событий, поговорите с тинейджером – найдите оптимальную систему обучения.
Безусловно оказывайте подростку поддержку. Спокойно, без громкого выяснения отношений, разберитесь в ситуации – в связях, причинах, следствиях. Только потом – предпринимайте конкретные действия, которые помогут не упасть успеваемости окончательно.
Как бороться с двойками, чтобы победить
Первое, что нужно сделать, – понять, что ничего страшного не произошло, и принять уникальность подростка. Нет таких людей, которые в школьные годы успевали абсолютно по всем предметам (ситуацию с тупой зубрежкой не стоит даже рассматривать).
Постоянные двойки по конкретному предмету могут означать, что у ученика просто другие наклонности – это совершенно нормально.
Не нужно, если ребенок учится на двойки, делать из его жизни бесконечную гонку за оценками и разочарованно вздыхать.
В ситуации, когда ребенок – двоечник со стажем, психологи рекомендуют не ругаться, не хвататься за голову, а предпринять следующие шаги.
Откровенный разговор со школьником
Подростка обычно сложно раскрутить на разговор. Но если учеба в школе разлетается в пух и прах, доверительная беседа – верный шаг.
ВАЖНО: учитывайте мнение и позицию тинейджера по поводу школьной ситуации, и особенно – по поводу очередной двойки. Это даст возможность увидеть решение проблемы.
Главное правило такого разговора – доброжелательность и отсутствие давления.
В ходе беседы постарайтесь выяснить:
- насколько глубоко школьник понимает предмет;
- какие науки ему интересно учить и чем он хочет заниматься в будущем;
- как складываются отношения с учителями и одноклассниками.
Обязательно обращайте внимание на эмоции, с которыми отвечает ребенок – если он сильно волнуется, разговаривая с вами, то и при ответе у доски он чувствует себя неуютно. От излишнего волнения даже круглые отличники могут плохо ответить урок.
Итогом беседы должны быть первые решения по исправлению ситуации, но окончательно прояснить вопрос можно только после посещения школы.
Побеседуйте с учителями
Разговор с учителем необходим, чтобы взглянуть на проблему с точки зрения школы.
Неприятно выслушивать, как ваш любимый сын или дочь совершенно отказываются учиться. Но вы сможете увидеть причину конфликта, если посмотрите на него шире. Пообщайтесь на родительском форуме, соберите отзывы о преподавателях. Если половина класса имеет низкие оценки по одному и тому же предмету, значит дело не в отсутствии прилежания у вашего ребенка.
ВАЖНО: неуспеваемость по отдельному предмету может быть связана с неумением учителя удержать интерес аудитории, преподнести учебный материал в доступной для школьников форме.
Самый простое решение – нанять репетитора. Но если плохое отношение преподавателя не изменится – имеет смысл подумать о переводе в другую школу или класс.
Взгляните на проблему целиком
Чтобы это сделать, нужно понять – кем вы видите своего ученика в будущем, совпадают ли ваши ожидания с его предпочтениями.
Если правильно определить направление движения, помочь в выборе профессии, то сразу появится представление о том, какие знания и школьные науки нужны.
Расставьте приоритеты правильно, отсеките лишнее. Обычно учиться в этом случае становится и легче, и интереснее.
Работа над успеваемостью длится постоянно в течение всех лет обучения в школе.
Важно грамотно вписать этот процесс в стиль жизни школьника.
Повышаем успеваемость без лишнего напряжения
Следующие лайфхаки помогут наладить учебный процесс даже в самом безнадежном случае:
- Создайте и поддерживайте дома атмосферу открытости, любви и поддержки, чтобы школьник мог поделиться самым сокровенным и наболевшим.
- Продумайте распорядок дня – он должен быть максимально гармоничным, чтобы обеспечить достаточно времени и на домашние задания, и на развлечения, и на здоровый ночной сон.
- Организуйте комфортное учебное пространство – учитывайте и пожелания вашего подростка, и необходимую эргономику.
- Проявляйте гибкость – выясняйте причину двоек в конкретном случае. Иногда причин получения плохих оценок может быть несколько. Для поднятия успеваемости нет единственно верного решения и выработанного курса.
- Никогда при ребенке не высказывайте негативное отношение к школе, учителям и образовательному процессу. Бессмысленно требовать хороших оценок и выполнения учебных задач, если вы пошатнули уверенность в необходимости и ценности знаний.
- Находите время для самообразования и хобби – например, изучайте английский или берите уроки по йоге – будьте правильным личным примером.
Интересуйтесь детскими делами искренне, чтобы глубже понять причины возникновения сложностей в обучении. И обязательно попробуйте внедрить в жизнь следующие варианты действий.
Распланируйте и структурируйте учебный процесс
Разработанный совместно с ребенком четкий план борьбы с плохими оценками по тому или иному предмету может быстрее приблизить к цели.
Разберитесь и разбейте большую проблему на маленькие шаги. Как говорят психологи – «съешьте слона по кусочкам».
Так вы не только приучите свое чадо планировать действия, но и заставите почувствовать важность хорошей организации труда.
ВАЖНО: сделайте план наглядным – например, в виде плаката на ватмане, магнитной доске. Напишите подробно – как только возможно – необходимые шаги и отмечайте успехи.
Поработайте над мотивацией
Понаблюдайте и определите ту причину, которая движет вашим школьником во время обучения – искренний интерес к предмету или боязнь наказания.
Стимулируйте первое, уменьшайте второе.
Выработать внутреннюю учебную мотивацию и поднять низкую планку успеваемости поможет:
- поощрение самостоятельности;
- всесторонняя поддержка увлечений;
- общение с увлеченными и успешными людьми;
- грамотная профориентация.
В последнем случае не пренебрегайте помощью профессионального профориентолога.
Делайте упор на личностные качества
Возьмите за правило – ни с кем не сравнивать сына или дочь. Сам факт сравнения неприемлем и не даст получить адекватную самооценку.
Хваля или критикуя, рассматривайте подростка через призму личностных качеств, поощряйте стремление к саморазвитию, рефлексии и работы над собой.
А чтобы не испортить достигнутое резкими словами, сказанными сгоряча, – выучите и сразу же отбросьте фразы, которые родители никогда не должны говорить.
Забудьте это немедленно
При очередном «разборе полетов» взрослые часто вскользь бросают слова, которые, как им кажется, ничего не значат. Но последствия таких фраз не заставляют себя долго ждать.
Для каждого родителя, которому важно сохранить близость со своим подростком, приведем контрольный перечень того, что школьнику слышать не нужно:
- Давление в любых вариантах – «Мы столько для тебя сделали, а ты…», «Мы вместе стараемся ради тебя…» и т. д.
- Оскорбление и унижение – «Ты – бестолочь, идиот, бесполезный и безнадежный тупица».
- Вызывать чувство стыда – «Ну как тебе не стыдно» или «Мне стыдно родственникам в глаза смотреть».
- Скрытое сравнение – «У всех дети хорошо учатся, а ты у меня глупый».
Список подобных фраз можно продолжать бесконечно, и они не будут уникальными. Но причина любой агрессии взрослого в адрес ребенка – наличие нерешенных внутренних проблем отдельного человека и сложных взаимоотношений внутри семьи.
Научиться сдерживать гнев помогут следующие инструкции.
Что делать, чтобы не злиться
Будем откровенны – неурядицы школьной жизни способны вывести из себя самого уравновешенного взрослого. А когда ваш ребенок учится на двойки, делать хорошую мину при плохой игре – ой как непросто.
Но жесткий контроль родительских эмоций – залог формирования здоровой личности подростка.
Сдерживать гневные тирады и поступить правильно помогут психологические хитрости:
- Когда злость буквально застилает глаза, сделайте глубокий вдох, взгляните на конфликт со стороны – попытайтесь понять, что привело вас в такое раздраженное состояние, почему это произошло. А вдруг причина – не очередная двойка.
- Хотите закричать – остановитесь и попробуйте произнести свои слова шепотом. Градус скандала снизится и можно спокойно оценить ситуацию.
- Не опускайтесь до оскорблений и унижений ребенка – от этого возникают комплексы неполноценности, психологические травмы.
- Прежде чем ругаться, подумайте, что чувствует сейчас тинейджер. Он и так расстроен и подавлен, поэтому не стоит усугублять ситуацию. Вместо большого скандала, спросите – что вы можете сделать, чем помочь.
- Если успокоиться не удается, выйдите в другую комнату или отправьтесь на прогулку – на расстоянии проще себя контролировать и привести мысли в порядок.
ВАЖНО: если чувство гнева возникает без всякого повода – обратитесь к психологу или психотерапевту. Возможно вы находитесь в состоянии глубокого стресса, начинающейся депрессии, и без помощи профессионала не обойтись.
Помните, что школьные годы – временное явление, и по статистике одинакового успеха в жизни достигают и вчерашние отличники, и двоечники. Поэтому для глубоких переживаний нет причин. Просто поддерживайте, любите своего школьника без всяких условий и вместе двигайтесь вперед.