Травля ребенка в школе учениками: виды, причины, последствия и способы решения проблемы

Травля ребенка в школе учениками: виды, причины, последствия и способы решения проблемы

Что такое школьный буллинг и каковы его причины, как научить ребенка противостоять буллингу. Как справиться с буллингом ребенка в школе и чего нельзя делать.

Жертвой травли в школе может оказаться любой ребенок вне зависимости от уровня психофизического развития и статуса семьи. Родители не должны оставлять без внимания случаи буллинга в классе, даже если насилие не затрагивает их ребенка. Ведь наблюдатели получают не меньшую, а зачастую большую психическую травму, чем жертва. С ситуацией должен разбираться не только учитель, важно знать, что можно сделать родителям при травле ребенка в школе учениками.

Что такое буллинг в школе

Буллинг — английское слово «bullying», которое на русский можно перевести как «травля», «издевательство». Под термином подразумевается любая форма агрессии, направленная одним ребенком против другого. При этом силы всегда неравны: агрессор либо физически сильнее, либо имеет поддержку товарищей. А по физической и психической реакции жертвы можно понять, что ситуация для нее действительно неприятна.

Bullying — это не только драки, пинки и прочие акты физической агрессии. Воздействие может быть психическим, причем нередко оно сильнее и опаснее, чем физическое. Вот несколько распространенных вариантов психического буллинга:

  • насмешки, оскорбительные слова и прозвища, унизительные подшучивания;
  • запугивание, угрозы расправой;
  • распространение лживых, порочащих честь и достоинство слухов;
  • игнорирование, бойкот.

Самой опасной формой психического насилия из перечисленных считается последняя. Подросткам крайне важно чувствовать себя нужными, значимыми для товарищей. Поэтому именно тотальный игнор со стороны одноклассников — одна из распространенных причин подростковых суицидов.

Ситуации травли чаще отмечаются в начальных и средних классах, что обусловлено психическими и поведенческими изменениями у детей этих возрастов. В старшей школе детская психика уже достаточно созревшая, мозг способен контролировать поведенческие импульсы, поэтому ситуации буллинга становятся редкостью.

Кто такой буллер

Буллер — ребенок-агрессор. Несмотря на доминирующее положение, в действительности он тоже выступает жертвой. Ведь стремление задевать и оскорблять у несовершеннолетнего возникает не без причины. Так выражается реакция на собственные проблемы, часто связанные с семейным неблагополучием.

Буллинг в школе

В ситуации буллинга психика страдает не только у жертвы, но и агрессора. У буллера высок риск обретения психических и поведенческих патологий. Это обычно проблемный ученик с неудовлетворительной успеваемостью. В будущем у такого ребенка может сформироваться склонность к криминальному делу.

Виды школьного буллинга

Травить ребенка могут не только в школе, но и на пришкольном дворе, возле дома, при случайной встрече, в социальных сетях, по телефону. Поэтому родителям нужно оставаться настороже всегда. Буллер может использовать самые разные методы унижения и подавления человека, иногда объединяет их. Рассмотрим распространенные виды детского буллинга.

Отстранение

С жертвой не общаются, не пускают в компании, не дают участвовать в школьных и классных мероприятиях. Ребенок оказывается совершенно изолированным, одиноким.

Групповое воздействие

В травле всегда есть зачинщик. Но редко этот человек действует один. Обычно к нему присоединяются товарищи, особенно если ситуация происходит в школе. Примыкая к инициатору, то есть к заведомо более сильному, школьники не только стремятся поднять свой авторитет, но и избежать той же участи, что настигла жертву. То есть ими в значительной степени движет страх, приводящий к самым безобразным поступкам в отношении жертвы.

Словесные издевательства

Способов ранить ребенка словом множество: обидные прозвища, угрозы, оскорбления, язвительные высказывания, насмешки, сплетни, издевательские шутки.

Бодишейминг

От английского «body» — «тело», «to shame» — «стыдить». Так следует называть дискриминацию по телосложению и особенностям фигуры. Чаще всего в школе от такой формы буллинга страдают ребята с избыточным весом, невысоким или, наоборот, слишком высоким для своего возраста ростом.

Физическое насилие

К этому виду издевательств относятся любые проявления грубой физической силы: удары, пинки, толчки, подножки, щипки, дерганья за волосы и одежду, плевки.

Сексуальное насилие

В школах обычно оно проявляется распространением лживых слухов интимного характера, неприличными интернет-сообщениями, пошлыми шуточками. В младшей школе это могут быть задирания юбок, непристойные жесты.

Троллинг

С английского «trolling» переводится как «ловля на блесну». Под этим термином подразумеваются насмешки и запугивания в интернете: в чатах, социальных сетях, через SMS.

Отстранение

Многие школьники, видя, как над кем-то издеваются, предпочитают «спрятать голову в песок». Помочь они чаще всего не могут, но и не спешат рассказывать о ситуации взрослым, предпочитая не вмешиваться, не подставлять себя под удар. Так они невольно становятся соучастниками травли, а в отдельных случаях и виновниками трагедии.

Причины детского буллинга

Тут стоит вспомнить слова детской песенки: «Только от жизни собачьей собака бывает кусачей». Буллером чаще всего становится школьник, у которого не хватает способностей для хорошей учебы, либо у него неполная семья или нет родных родителей, либо он регулярно страдает от семейных конфликтов, побоев, унижений. Ребенок хочет хоть в чем-то превзойти сверстников, обрести силу и влияние. Если воспитание ребенка оставляет желать лучшего, то для достижения цели он непременно выберет негативный путь — агрессию.

Девочки

Триггером школьного буллинга может стать что угодно, что не понравится буллеру. Потенциальная жертва может прийти в школу в новой красивой одежде, или получить хорошую отметку, или одержать победу в конкурсе. У нее может быть заикание, сколиоз, короткие ноги или что-то еще. Для буллера не столь важна причина, сколько слабость человека, его неспособность дать отпор.

Бывает, что роли меняются: буллером становится бывшая жертва, обретшая силу и поддержку. Тогда мощным триггером для буллинга становится месть.

Участники буллинга

Как в любом организованном сообществе, в школьном классе у каждого ребенка своя роль. В какую категорию войдет школьник — жертвы или агрессора — зависит от его личностных качеств.

Ребенок-агрессор

В эту категорию входят дети 2-х типов:

  1. Проактивный агрессор. Это тот, кто действует целенаправленно, планирует действия, тщательно выбирает жертву, которая точно окажется беспомощной. Такой агрессор обычно развит в социальном плане, прекрасно воспринимает эмоции окружающих, у него одна проблема — отсутствие эмпатии.
  2. Реактивный агрессор. Это ребенок, действующий импульсивно. У него практически отсутствует компетентность в социальном плане, он не социализирован, не различает эмоциональное состояние окружающих людей. То есть он не понимает, какие страдания и боль причиняет своими действиями. У такого ребенка отмечается ряд поведенческих патологий: гиперактивность, раздражительность, вспыльчивость, гневливость. Примечательно, что такими же личностными качествами могут обладать дети, склонные становится жертвами.

Не стоит думать, что буллерами становятся только мальчишки. Девочки способны проявлять агрессию не в меньшей степени. Причем в отличие от мальчиков, склонных к грубой физической агрессии, то есть к банальной драчливости, девочки более изобретательные. Они способны придумать для жертвы такой изощренный способ причинения боли, что изумились бы средневековые инквизиторы.

Ребенок-жертва

Такой ребенок не уверен в себе, слабо социализирован, у него с трудом формируются отношения со сверстниками. Аффективный тип эмпатии обычно развит, то есть ребенок прекрасно воспринимает чужие эмоции. В то же время возможны проблемы с когнитивной эмпатией, то есть способностью осознавать воспринятые эмоции.

Дети-жертвы делятся на две группы по личностным качествам:

  1. Замкнутые, тревожные, пассивные. Тихие неудачники.
  2. Гиперактивные, несдержанные. Они не могут контролировать эмоции, конфликтуют с другими ребятами, из-за чего впоследствии подвергаются травле.

Роли в буллинге

В школьный буллинг волей-неволей вовлекаются все: и дети, и взрослые. Финский психолог, профессор Кристина Салмивалли выделяет 6 ролей вовлеченных в травлю:

  • агрессор — инициатор травли, проявляет лидерские поведенческие черты;
  • жертва — учащийся, подвергающийся насилию;
  • ассистент — деятельный участник травли, но не лидер, а скорее активный помощник;
  • усилитель — поощритель насилия, насмешник, распространитель слухов о жертве;
  • наблюдатель — нейтральный участник, пассивно наблюдающий за травлей;
  • защитник — участник, стремящийся защищать жертву, хотя бы морально поддержать ее.

Последствия буллинга

Травля кардинально затрагивает жизнь ребенка. У жертвы меняется и психическое, и физическое состояние. Чтобы как можно меньше сталкиваться с буллингом, ребенок все реже ходит на занятия, придумывает отговорки, а то и вовсе отказывается посещать школу.

Последствия буллинга

Негативные физические изменения могут быть связаны не только с побоями и иными грубыми тактильными действиями, но и с хроническим стрессом, сопровождаемым бессонницей, нарушением аппетита. Ухудшается успеваемость в школе, существенно падает самооценка, пропадает интерес к жизни. Психика страдает серьезно, отмечается депрессия, нередко сопровождающаяся суицидальными мыслями, тревожность, нервозность, гневливость. Застигнутая врасплох жертва склонна проявлять агрессию. Может развиться социофобия.

В ситуации с буллингом на втором месте по уязвимости после жертвы оказывается наблюдатель. Он испытывает серьезный психологический дискомфорт, когда вынужден наблюдать за издевательствами, при этом не имея возможности быть дружелюбным к жертве, помогать ей. Когда психика одновременно находится под воздействием страха и зрелища насилия, возникают поведенческие патологии. У наблюдателя возникают трудности с построением межличностных отношений, снижается школьная успеваемость.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга

Практически всегда любой вид буллинга начинается с психологического давления. Агрессору нужно «прощупать почву», понять, на что способна потенциальная жертва. Это могут быть подколы, задирания. Постепенно психологическое воздействие усиливается, а когда жертва оказывается «раздавленной», полностью попадает под власть агрессора, тогда начинается настоящая травля.

Уже на стадии психологического давления внимательный родитель может заметить изменения в поведении и психоэмоциональном состоянии ребенка. Сами школьники редко рассказывают близким о проблеме. Поэтому своевременность выявления буллинга зависит от внимательности родителей.

Вот несколько признаков, с высокой вероятностью говорящих о переживаемом буллинге:

  • заметное снижение успеваемости;
  • резкие скачки настроения;
  • отчужденность, замкнутость;
  • бессонница;
  • склонность причинять себе самому физическую боль;
  • нервозность, раздражительность;
  • избегание посещения школы, пропуск многих уроков без уважительной причины;
  • игнорирование многолюдных мероприятий;
  • отказ от разговоров о школьных буднях.

Если замечен только один признак, его вряд ли можно назвать подтверждением травли. Но если проявлений несколько, нужно поговорить с ребенком откровенно. Важно задавать прямые вопросы, но не наседать, чтобы школьник понял, что от мамы и папы всегда можно получить помощь.

Бывает, что школьник отказывается беседовать на неприятную для него тему буллинга. Тогда первое, что нужно сделать родителям при травле ребенка в школе учениками, — обратиться к школьному психологу, администрации и классному руководителю. Обычно педагогам известно больше, чем членам семьи, потому что они находятся в эпицентре событий.

Как бороться с буллингом

Бороться со школьным буллингом нужно коллективно. Ребенок не должен противостоять нападкам в одиночестве, на его стороне должны быть взрослые. Причем желательно, чтобы среди них был компетентный человек — педагог-психолог.

Что делать родителям

Когда родитель узнает о буллинге, его охватывает гамма негативных эмоций: злость, негодование, стыд, бессильная ярость. Эти чувства нужно незамедлительно обуздать, чтобы решать проблему трезво. В противном случае возникает риск того, что взрослый обрушит кипящий в душе негатив на собственного ребенка, обвинит его в слабохарактерности, неспособности дать отпор.

Мальчик

Родитель должен понять, что такая неприятность может происходить с разными детьми. В этом нет вины ни его самого, ни ребенка. Если родитель чувствует, что не справится с эмоциональным накалом, то ему требуется помощь психолога.

Уберегать от буллинга проще, если отношения между родителем и ребенком изначально доверительные. Чтобы в процессе беседы по поводу буллинга сохранить доверие со стороны несовершеннолетнего, необходимо употреблять в диалоге следующие фразы:

  • «Я верю тебе»;
  • «Мне так жаль, что это произошло с тобой»;
  • «Правильно, что ты рассказал мне об этом»;
  • «В случившемся нет твоей вины»;
  • «Я сделаю все возможное, чтобы с тобой больше такого не случилось».

Что делать учителю

Получить поддержку от администрации школы в вопросе буллинга родителям удается редко, хотя это прямая обязанность учреждения. Обычно все, что касается репутации образовательного учреждения, тщательно утаивается, подобные ситуации заглаживают. Поэтому зачастую единственное, что остается сделать родителям при травле ребенка в школе учениками, — забрать документы. Можно перевести школьника в другое учреждение образования, или оформить надомное обучение.

Учитель — лицо подневольное. Он сделает так, как велит администрация. Но все же у педагогов есть кое-какие рычаги воздействия на классный коллектив. Это может быть, например, воспитательная беседа с учениками и их родителями. Можно предложить ребятам самостоятельно найти пути решения проблемы: они охотно вовлекутся в дело, чтобы чувствовать себя важными.

Что делать жертве

Самостоятельно несовершеннолетняя жертва не может сопротивляться травле. Но, чтобы минимизировать вероятные негативные последствия буллинга, ребенок должен научиться следующим профилактическим мерам:

  • говорить взрослым о травле сразу при первых ее случаях;
  • воспитывать в себе уверенность и силу духа, повышать самооценку;
  • избегать ситуаций, когда сверстники проявляют жестокость друг к другу;
  • отказаться от желания отомстить обидчикам таким же жестоким способом;
  • незамедлительно рассказать взрослому об увиденном случае насилия;
  • общаться со сверстниками, не лезть в неблагополучные подростковые компании;
  • использовать в общении положительный юмор.

Как поддержать ребенка

Когда ребенок расскажет о всех видах травли, применяемой к нему, посоветуйте ему несколько способов неожиданной реакции на эти акты насилия. Это должно быть нечто, что агрессор никак не может ожидать от жертвы. Например, если у ребенка испачкали тетради, он может встать перед учителем и всем классом, громко об этом заявить. Если его зажали в углу, чтобы избить, он может заорать, например: «Пожар!». Главное, не бояться, действовать уверенно.

Как поддержать ребенка

Обязательно нужно показать ребенка психологу. В случае негативной семейной обстановки и домашнего насилия стоит разбираться у специалиста всей семьей.

Главное, что нужно делать, — уничтожать глубоко засевший в детском мозгу страх. Причем это страх не только перед обидчиком, но и перед взрослыми, которые могут неправильно понять ситуацию. Следует внушить стремление уважать себя, а мнение окружающих отодвинуть на второй план. 

В борьбе с буллингом родитель должен быть с ребенком до конца. Он должен создать условия, при которых несовершеннолетний получает возможность самоутверждаться, повышать самооценку за пределами школы. Это могут быть, например, спортивные тренировки, творчество, путешествия.

Что нельзя делать

Взрослый, стараясь помочь ребенку, может по неопытности натворить таких ошибок, из-за которых буллинг усугубится. Рассмотрим в статье эти ошибки подробно для профилактики.

Ожидание самостоятельного исчезновения проблемы

Особенность буллинга в том, что проблема сама никогда не «рассасывается». Особенно до пубертатного периода, когда у школьников не до конца сформировались моральные нормы, зато сильно стадное чувство. Только когда дети достигнут подросткового возраста, появляется маленькая надежда, что в классном коллективе найдутся ребята с достаточным уровнем авторитета, способные осознать чудовищность ситуации, прекратить ее.

Поиск причин

Фактором травли может оказаться что угодно, докопаться до истины было бы полезно. Но на это требуется много времени, которого у несчастной жертвы нет. Ей нужно помочь как можно быстрее, а не заниматься философствованиями. Тем более, никакая причина не может оправдывать насилие.

Непонимание разницы между буллингом и непопулярностью

Подростки в силу возрастных особенностей считают катастрофой, когда некоторые одноклассники не желают с ними общаться, не принимают в компанию. Но это не может называться буллингом, так как нет факта насилия, то есть нарушения человеческих прав. Правильное название такой проблемы, обусловленной сугубо психическим восприятием, — непопулярность в школьной группе.

Отношение к травле как к проблеме только жертвы

Это проблема всех замешанных. И дело не только в негативном воздействии буллинга на психику участников и наблюдателей. Травля может долго разгораться, а потом вдруг вспыхнуть серьезным конфликтом с травмами и трагическими инцидентами. В такой конфликт по-настоящему втягиваются все. 

Мальчики

Самого тихого и нейтрального наблюдателя могут подтолкнуть к совершению изуверства. И он не сможет не только отказать, но даже понять свой поступок. Поэтому желательно всем родителям подключиться к решению проблемы насилия в классе.

Отношение к травле как к проблеме межличностных отношений, а не коллектива

Попытка справляться с буллингом путем воспитательных бесед с агрессором или индивидуальных сеансов жертвы у психолога глубоко ошибочна. Как всякая усугубляющаяся социальная деструкция, травля — явление групповое. Поэтому нужно работать со всем детским коллективом, проводить общие беседы со взрослыми, определять правила взаимодействия.

Давление на жалость

Травля и заключается в том, чтобы обратить максимальное внимание на жертву. Только это внимание негативное. Если жертва будет жаловаться, показывать, какая бедная и несчастная, то это усугубит ситуацию.

Принятие ситуации

Самое страшное, что может случиться с ребенком, это когда он решает смириться с незавидной участью. Постепенно у школьников формируется представление, что это нормально, жертва этого заслуживает. Смирение недопустимо, нужна конфронтация. Но бороться нужно не с конкретными агрессорами, а с идеей буллинга. 

Читайте также

Вам может понравиться