Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда дети рассказывают про своих воображаемых друзей. Некоторых это забавляет, а других вводит в состояние шока. Действительно ли это так опасно и нужно ли бежать к психиатру, разберемся в данной статье.
Что такое синдром Карлсона
Наверное, каждый родитель знает, какие друзья окружают его ребенка. Но как быть, если малыш придумывает себе воображаемого друга? Мнения людей не будут однозначными. Часть аудитории станет считать, что это нормальное поведение ребенка, вторая же половина забеспокоится. Так стоит ли волноваться и что же это такое «синдром Карлсона»?
Исследования по появлению фантомного друга начались в тридцатых годах прошлого века. Психологи занимались наблюдениями, исследованиями для того, чтобы выяснить, как влияет синдром Карлсона на внутренний мир ребенка, понимание, умственное развитие, эмоции окружающих его людей.
Итальянский ученый Дж. Мауро на протяжении трех лет проводил исследования синдрома Карлсона. Он выяснил, что дети, обладатели данного синдрома, эмоциональнее, добрее, улыбчивее, они всегда контактны. Однако их речевой запас бывает беден, так как это связано с малым, недостаточным объемом полученной информации извне. Также сложности возникают из-за низкой самооценки, в которой можно обвинить недостаточное общение со сверстниками.
Психологи сегодняшних дней считают, что синдром Карлсона является особенностью воображения ребенка дошкольного возраста, но никак не психологическим диагнозом. Такая особенность в воображении появляется у некоторых детей в возрасте от трех лет, а к семилетнему возрасту проявления симптомов исчезают. Родители иногда даже вовсе не обращают внимания на такое «странное» поведение ребенка, принимая это за игру. Ведь по сути дела, это никак не сказывается на социализации ребенка, на его физическом и умственном развитии.
Всем нам с давних пор известно детское произведение А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Суть повести заключается в том, что между робким, нерешительным Малышом, который постоянно видит запреты со стороны взрослых, и воображаемым Карлсоном завязывается дружба. Как вы уже поняли, в основу названия синдрома вошло «одиночество» детей, описанное в истории.
Не все родители сталкивались с синдромом Карлсона, так как особенность поведения – выдумывать для себя дорогого друга – развивается далеко не у каждого ребенка. К такому поведению склонны дети, одаренные творчески, те, которые умеют воображать.
Но не спешите, заметив в своем ребенке странность играть и общаться с несуществующим другом, запрещать выпускать на волю фантазию, думать, что он нездоров и записывать его на прием к психиатру. Для начала стоит разобраться в причине такого поведения. Задача родителей – поближе «познакомиться» с другом. Скорее всего, перед вами откроется завеса тайны.
Синдром Карлсона носит социальный характер. Чтобы сменить фантазию ребенка на настоящую, реальную дружбу, надо как можно скорее обнаружить проблемы детей, стать к ним более внимательными, уделять им больше времени.
В качестве профилактики следует поддерживать в семье добрые, доверительные отношения. Это послужит ребенку основой эмоционального благополучия. Дар воображения следует развивать в творческих видах деятельности: лепке, моделировании, рисовании и других видах творчества.
Знайте, что выдуманный друг «Карлсон» для ребенка является помощником во всех его начинаниях. За эту дружбу нельзя наказывать, ругать, упрекать. Только спокойное общение с ребенком, доброе отношение к его фантазии без подыгрывания будет способствовать устранению выраженных симптомов самостоятельно, без помощи психиатра.
Кто такой воображаемый друг
В знаменитом мультфильме «Малыш и Карлсон» по повести Астрид Линдгрен ярко описан главный персонаж – воображаемый друг Карлсон. Как известно, его не существует в реальности. Именем такого обаятельного толстячка с моторчиком назван синдром несуществующих, придуманных друзей у детей дошкольного возраста. На самом же деле – это яркое описание жизни в реальности некоторых детей. Благодаря своей фантазии, дети придумывают друзей несуществующих, воображаемых. Иногда они появляются только в играх, а зачастую это является признаком детских неудовлетворенных потребностей.
Кто же у ребенка этот невидимый друг? Очень часто он бывает того же пола, что и сам ребенок, но возрастные границы заметно расходятся. Невидимый обожатель бывает значительно старше. В качестве друга могут выступать как животные, так и неодушевленные предметы. Дети в процессе «общения» могут даже поссориться. Если вы попросите ребенка описать своего «друга», ему будут присвоены черты характера близких ему людей: мамы, папы, бабушки или это будет персонаж из любимых сказок или мультфильмов.
Не всегда взрослые замечают у ребенка воображаемых друзей. Это может произойти совсем случайно. Например, когда вы попросите его нарисовать и рассказать про него. Или увидеть несуществующего друга поможет психолог.
В каком возрасте может появиться воображаемый друг
У детей дошкольного возраста, примерно от трех до пяти лет, активно развиваются воображение, фантазия. Вымышленные персонажи появляются примерно в этом же возрасте, вот тогда абстрактные мечты уже приобретают осязаемые формы.
Наблюдения за детьми-фантазерами показывают, что воображаемый друг ребенка будет зависеть от его жизненного опыта. То есть малыш воссоздает ежедневную картину своей жизни. Поэтому его «друг» будет наделен такими чертами характера как его мама, папа или другие члены семьи. Внешнее сходство при описании ребенком тоже будет напоминать кого-то из близких ему людей.
Воображаемая дружба может быть довольно длительной, примерно от года до трех лет. Но «друзья» время от времени могут меняться. Они на какое-то время пропадают, затем появляются вновь или «друг» будет уже другой.
В семилетнем возрасте ребенок переходит на новый этап, у него начинается школьная жизнь. Соответственно, он учится жить в коллективе, посещать кружки и секции. Так социальная активность постепенно вытесняет общение с вымышленном другом. Таким образом синдром Карлсона уходит сам по себе.
Почему ребенок придумывает себе друзей
Какая же причина может послужить появлением воображаемых друзей? Психологи утверждают, что этому факту способствует бурная детская фантазия, а дополнение к ней – недостаток внимания и общения со стороны взрослых.
Из этого следует, что родителям предстоит разобраться в причинах возникновения таинственного друга. Если вы замечаете, что ребенок не просто общается с воображаемым другом, а уходит из реальной жизни, причиной может стать:
- Одиночество. Есть дети, которые жаждут общения. И если им нельзя поддерживать его со сверстниками, а они сами должны быть под постоянным присмотром бабушек и нянек, такой друг скорее всего придет к вашему малышу.
- Общение как спасение. В семьях, где родители являются авторитарными, ребенку, находящемуся день ото дня в строгих правилах, в постоянных запретах, нравоучениях, живется очень нелегко. Выходом в такой непростой для него ситуации является воображаемый друг, игры с ним, общение в любое время.
- Замещение себя другом. Появление друга у ребенка может быть и внезапным. К примеру, он случайно разбил тарелку, чашку или что-то еще. Как вы понимаете, он очень боится наказания, нравоучительных бесед с родителями. Вот именно в таких сложных для ребенка ситуациях появляется его «друг». То есть посуду разбил именно он. В свою очередь взрослые понимают, что это всего лишь плоды воображения.
- Гиперопека. Встречаются семьи, где от большой любви к своему ребенку, родители не замечают, как начинают чрезмерно опекать его, подавляют свободу, ограничивают действия – у ребенка нет своего «я». Ему навязывают чужие мысли и желания. Так родители «ограждают» любимчика от жестокого мира. В свою очередь, дети находят спасение от чрезмерной опеки в воображаемом друге, погружаясь в мир фантазий с головой.
- Истинное желание. Своему «другу» всегда можно приписать те черты характера, которые отсутствуют у самого ребенка, например, храбрость, силу, ловкость и другие. Таким образом он пытается избавиться от ряда комплексов, компенсировать свои недостатки. Так «друг» может быть героем, Человеком Пауком, Ниндзей, выполнять сложные трюки, прийти на помощь в любую трудную для малыша минуту.
Что делать, если у ребенка появился воображаемый друг
Вы заметили, что у вашего ребенка появился вымышленный друг? Как на это реагировать? Часть родителей отнесутся с улыбкой, примут это за такой новый вид игры. Иные – забеспокоятся, начнут посещать разных специалистов, в том числе и психиатров.
Как вы понимаете, на физическом и умственном развитии это никак не отражается, но что же все-таки предпринять? Подойдите к этому конструктивно. Постарайтесь самостоятельно выявить причины, которые этому послужили. Поговорите с ребенком, спросите, какой его друг, попросите его описать, узнайте, когда он приходит, в какой момент уходит, попросите нарисовать его. Соберите всю информацию о фантазийном друге, тщательно ее проанализируйте, пересмотрите свой подход к воспитанию. Все это поможет выявить причины его появления, и скорее всего – избавить ребенка от него.
Еще один очень важный момент – научитесь правильно реагировать на вошедшего в жизнь ребенка «друга»:
- Ребенок не должен ощущать одиночество. Если ваше место жительства располагается так, что вблизи нет семей с детьми, можно начать посещать с ребенком детские площадки и парки, отвести его на стадион. Обычно ребята быстро знакомятся, принимают в свои игры. Хорошо, если вы начнете посещать кружки и секции, но обязательно учитывайте интересы малыша.
- Не стоит игнорировать фантазии ребенка. Как следствие: ребенок еще больше вам не доверяет, закрывается в своем внутреннем мире или наоборот, требует признать его существование. Во втором случае, дети могут требовать для нового друга столовые приборы во время обеда или порцию вкусняшек. Задача взрослых – распознать манипуляцию и, не применяя грубых, обидных, оскорбительных слов в адрес воображаемого друга, аккуратно пресечь ее.
- Не напоминать про «друга». Не спрашивайте лишний раз ребенка про его присутствие. Если же все-таки его целенаправленно вводят в беседу, не препятствуйте этому. Старайтесь быть одним из членов этой команды. Так вам станут доверять и, возможно, откроют секреты.
- Послушайте содержание «беседы». Если вы услышали, что ребенок просит забрать его как можно раньше из детского сада (а его друг в данном случае – это Супермен), вероятнее всего, его там кто-то обижает. Самостоятельно он не может справиться, по какой-то причине не говорит об этом родителям. Как вариант – позвать на помощь друга, для того чтобы его защитили. Постарайтесь очень осторожно узнать, кто обидчик, можно даже как-то невзначай спросить у «друга», ребенок будет между вами выступать в роли проводника.
- Появление «друга» после совершенного проступка. За свои отрицательные поступки, конечно, ребенок должен нести ответственность. Но если после этого появился новый персонаж в жизни малыша, стоит задуматься над тем, не слишком ли суровые методы воздействия вы применили. Вероятнее всего, их-то и боится ваш малыш.
Когда воображаемый друг исчезает
У детей дошкольного возраста фантомный друг может внезапно появиться и так же внезапно пропасть. Иногда он живет с ребенком от нескольких недель до нескольких лет. Как правило, воображаемый друг уходит бесследно к моменту начала школьного обучения.
Почему не стоит беспокоиться о вымышленных друзьях
Заниматься исследованиями фантомных друзей у детей дошкольного возраста начали еще в тридцатых годах прошлого столетия. Мы предлагаем вашему вниманию четыре самых интересных исследовательских работы: они помогут вам понять, стоит ли беспокоиться насчет воображаемых друзей.
Дети осознают, что вымышленные друзья рано или поздно пропадают. Ребята способны отделить реальность от фантазий, и понимают, что на самом деле их «товарищей» просто не существует. У детей это проявление воображения. С новым приобретенным опытом меняются вкусы и интересы. Это тоже важный момент, который служит исчезновению «друзей».
Проведенный опрос Legal and General в Великобритании 1000 родителей детей до десяти лет дал такой результат: воображаемые друзья у 14% сохраняются от 3 до 6 месяцев, 27% – присутствуют с детьми от 6 месяцев до одного года, от одного года до двух лет – 25%, и только лишь 6% свыше трех лет имеют вымышленных друзей.
Но как всегда бывают и исключения из правил. Так, Агата Кристи, очень известная писательница, призналась, что имела воображаемых друзей до семидесяти лет, ими были герои ее же произведений.
Исследователей заинтересовал такой вопрос: будет ли видна разница во взаимодействии ребенка с настоящим предметом и вымышленным. Детям предложили плюшевого щенка для дружбы. Щенок показался детям очень добрым, милым, веселым. Вымышленный щенок давал детям ощущение защищенности, некоторой привязанности. Ученые сделали вывод, что несуществующий, вымышленный плюшевый щенок вызвал в детях больше положительных эмоций. Сами дети смогли наделить фантазийного щенка теми качествами, которые хотели в нем видеть, это и сближало их. Но исследования в этой области еще не закончены.
Не спешите к психиатру, если ребенок перекладывает на друга свою вину. Родители подтверждают тот факт, что дети говорят о том, что их «друг» в чем-то виноват. Например, съел целую пачку чипсов. Родителям в этот момент может показаться, что в их ребенке начинает развиваться асоциальное поведение. В свою очередь, ребенок пытается поговорить с другом, объяснить ему, что этого делать нельзя и объясняет, почему. В этом случае поход к специалистам не нужен.
Социальная активность ребенка не страдает из-за общения с «другом». Из опроса родителей, не сталкивавшихся с проблемой синдрома Карлсона, убеждены, что дети, которые общаются с вымышленными друзьями, менее общительны, даже замкнуты. Но дела обстоят по-иному. Дети с выраженным синдромом креативны, эмоциональны, наиболее общительны.
Когда стоит поднимать тревогу
Для детей с ярко выраженным воображением мир приобретает яркие краски. При этом они достаточно подвижны, общительны, эмоциональны. Иногда ребенок уходит с головой в свои бурные фантазии, которые способны вытеснить реальность. В этом случае стоит искать помощи у квалифицированных специалистов. Обычно по достижении семилетнего возраста дети идут в школу, начинают посещать секции, дополнительные творческие занятия, кружки, находят в них новых друзей. К этому моменту фантазийные друзья уходят из жизни самостоятельно.
Если симптомы не уходят, это тот случай, когда надо обратиться за помощью к психологу и психотерапевту. Так, например, у ребенка был опыт травматического характера, после которого и появился фантазийный друг. В этом случае без помощи специалистов не обойтись. Или вы замечаете, что у ребенка появляется агрессия, он становится неуправляемым, злым, а перед этим наблюдали, что ребенок ссорился с «другом», надуманные фантазии оказывают на него негативное влияние, деструктивное воздействие. Постарайтесь его отвлечь, переключить внимание на более приятные вещи. Можно предложить сходить вместе прогуляться в парк, купить игрушку, вместе приготовить любимое блюдо. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок как можно быстрее забыл про «друга».
Если вы замечаете явные перемены в поведении ребенка, он плохо спит, ест, вздрагивает, плачет, капризничает, и все это началось с появлением незваного друга, скорее всего у него гиперфиксация – он ничего не может делать из-за того, что все его сознание перенасыщено дружбой, а остальное ушло на задний план. Однозначно ребенку требуется помощь квалификационных специалистов.